И грянул REACH…

директива рич

Директива REACH

Многие отечественные предприятия, экспортирующие свою продукцию в Европу, наверняка уже столкнулись с Директивой ЕС № 1907/2006 REACH (Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals ‑ Регистрация, Оценка и Разрешение использования Химических Веществ). Этим документом вводится единая система регистрации, оценки и выдачи разрешений на химические вещества, а также их соединения, которые либо производятся на территории ЕС, либо импортируются в ЕС в количестве 1 тонны в год.

 Выполнять положения Регламента REACH призвано Европейское Химическое Агентство (сокр. ЕХА, англ. ECHA), штаб-квартира которого расположена в Хельсинки. Обязательство о регистрации вступило в силу с 1 июня 2007 года. До 1 декабря 2008 года можно было бесплатно провести предварительную регистрацию химических веществ и соединений. Следует отметить, что компании, расположенные не на территории ЕС, не могут самостоятельно зарегистрировать свои химические вещества. За них это должны делать либо их импортеры, либо так называемые Единые Представители на территории ЕС.

 После предварительной регистрации началась регистрация основная, для которой были установлены следующие крайние сроки:

 

— 30 ноября 2010 года — для веществ, классифицируемых как канцерогены, мутагены и токсины, влияющие на репродуктивные функции человека (категории 1 или 2 согласно Постановлению № 1272/2008), которые импортируются в ЕС в количестве минимум 1 тонна в год;

— для веществ, классифицируемых как очень токсичные в отношении водных организмов согласно Постановлению № 1272/2008, которые импортируются в ЕС в количестве минимум 100 тонн в год;

— для всех веществ, которые производятся или импортируются в количестве минимум 1000 тонн в год на одного производителя или импортера.

— 31 мая 2013 года — для всех веществ, которые производятся или импортируются в количестве минимум 100 тонн в год на одного производителя или импортера.

— 31 мая 2018 года — для всех веществ, которые производятся или импортируются в количестве минимум 1 тонна в год на одного производителя или импортера.

      По состоянию на 2 декабря 2008 года (т.е. сразу после завершения предварительной регистрации) список предварительно зарегистрированных химических веществ и соединений включал в себя 144 954 позиции. Список продолжает неимоверно расти и счет идет на миллионы веществ. Справится ли ЕХА с таким массивом информации? А ведь каждое вещество еще нужно оценить и выдать по нему разрешение об использовании.

  Тем не менее, вопреки ожиданиям разработчиков Регламента REACH экспортеры не очень активно взялись за регистрацию ввозимых ими веществ и смесей. Неудивительно, ведь от производителей требуют предоставления паспортов безопасности, в которых должны указываться мельчайшие подробности о веществах, включая химический состав. Если давать всю информацию, то паспорта безопасности могут превратиться в книги безопасности. К тому же налицо посягательство на интеллектуальную собственность!

  Регламент REACH – это сложный документ, насчитывающий 849 страниц. К тому же в него постоянно вносятся изменения и дополнения. В тексте Регламента очень часто встречается ссылка на другой документ – Постановление № 1272/2008 о классификации, упаковке и маркировке химических веществ и смесей (документ объемом 1355 стр.).  Представители Европарламента заявляют, что окончательная версия Директивы может сильно отличаться от нынешнего варианта. Реально ли среднестатистическому производителю изучить такой объем информации? Тем более, когда речь идет о сложном для восприятия нормативном документе?  

 Целью Регламента REACH декларируется обеспечение безопасного использования химикатов, улучшение показателей по охране здоровья и окружающей среды, а также поддержание конкурентоспособности химической промышленности ЕС. Здесь следует подчеркнуть последнюю мысль – о поддержании конкурентоспособности производителей ЕС. Именно это и является лейтмотивом всей кампании REACH. Таким вот образом Европа хочет защитить своих производителей от конкурентов из Китая, Америки и бывших стран СНГ, не пренебрегая при этом заимствованием чужих ноу-хау. Кроме того, это ведь неплохая возможность залатать дыры в бюджете Евросоюза.

 Насчет безопасного использования химикатов и снижения влияния на здоровье человека и окружающую среду, тут чиновники из ЕС блефуют. Достаточно вспомнить недавнее Постановление Еврокомиссии № 244/2009 о требованиях экодизайна бытовых ламп. Согласно этому документу с 1 сентября 2009 года в Европе запрещены все матовые лампы накаливания, а также прозрачные лампочки мощностью более 80 Ватт. Поэтапно  (до 2012 года) планируется отказаться от ламп накаливания в пользу энергосберегающих ламп. При этом никто не говорит о том, что самые массовые на сегодняшний день энергосберегающие лампы – компактные люминесцентные лампы, содержат ртуть. И далеко не повсеместно в ЕС есть пункты по сбору и утилизации отработавших энергосберегающих ламп. Да и мало кто будет сдавать перегоревшую лампочку, ее просто выкинут. Получается, что на поверку компактные люминесцентные лампы оказываются много опасней традиционных ламп накаливания. Зачем же их запрещают? Ответ прост – энергосберегающие лампы на порядок дороже, а, следовательно, позволят производителям зарабатывать больше денег.

 Основной принцип системы REACH звучит как «Нет регистрации – нет рынка». Намерения ЕС понятны. Европа хочет знать, что и в каком количестве завозится, а также не прочь бесплатно воспользоваться ноу-хау, производителей, которые будут вынуждены раскрыть свои рецептуры, а также засветить объемы производства. С другой стороны все понимают, что зарегистрировать и пересчитать все ввозимые химические вещества и смеси (даже в количестве более 1 тонны в год) – это утопия, фикция, на которую можно потратить десятилетия, но так ничего и не добиться. Но как быть сейчас производителям-экспортерам? Платить и платить много! Для начала оплачивать услуги Единственного Представителя, который от лица экспортера будет составлять отписки и готовить всевозможные справки в рамках системы REACH. Затем платить таможне, хотя по правилам REACH она не имеет к этому никакого отношения. Уже известны случаи, когда груз задерживали на границе с требованием предоставить какие-то декларации соответствия REACH, но проблемы решались полюбовно. А уж потом, если до этого дойдет дело, платить чиновникам из ЕС, чтобы те выдавали разрешительные документы при проведении проверок.   

  А может, стоит подождать, пока Европа не прогнется под натиском возмущений со стороны производителей со всего мира, которые «завязаны» на экспорте в ЕС? Ведь это, по сути, война, в которой победит более терпеливый, настойчивый и мудрый соперник/

Олег Чередник

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.